Как избавиться от осиплости и хрипоты в голосе и не уставать при пении
Один из наиболее частых запросов начинающих и опытных певцов - усталость, охриплость голоса после пения.
Давайте разберемся, откуда она берется и как изменить ситуацию в свою пользу – петь и не уставать.
Ключевой момент в здоровье голоса – это раскрытие ложных голосовых складок (связок). Они расположены над обычными голосовыми складками и рефлекторно закрываются, чтобы защитить дыхательные пути. Обычно это происходит из-за излишнего давления воздуха снизу или при задержке дыхания. Именно от этого возникает ощущение, что дерет горло, хочется откашляться, а голос садится.
К сожалению, срабатывают ложные связки абсолютно произвольно, доставляя неудобства и во время пения, и после, поэтому важная задача певца – научиться их раскрывать. Сжатие же ложных связок активно используется как прием в рок-вокале и многих других современных стилях, поэтому вторая задача – научиться сжимать их безопасно для здоровья голоса.
Почувствовать сжатие ложных складок можно при задержке дыхания. Если вы резко остановите дыхание, то в горле появится ощущение, будто стало меньше места, пространство стало уже. Вы можете даже почувствовать, как стремятся друг к другу ложные складки. Другой вариант – представить, что вы поднимаете что-то тяжелое и мышцы живота сильно напрягаются. В этом случае вы тоже почувствуете сжатие, дышать станет труднее.
Раскрытие же возникает, когда мы смеемся. Попробуйте рассмеяться, сохраняя серьезное выражение лица. Хихикайте негромко и запоминайте ощущения в горле, Другой вариант - произнести английское слово HERE - это тоже даст вам ощущение расширения, освобождения пространства. Если вы поднесете ладонь ко рту и подышите в нее, почувствуете что воздух идет легко и свободно, а дыхания практически не слышно. Бинго - вы научились раскрывать ложные складки. Теперь постарайтесь запомнить эти ощущения и спеть с ними кусочек из вашей песни. Если же ощущения потеряются, пробуйте хихикать вновь на разные слоги - Хи, Хэ, Ха, Хо, Ху. Со временем вы найдете нужную вам степень раскрытия и голос будет уставать и хрипеть значительно меньше.
Второй фактор, который ощутимо влияет на усталость голоса – как раз слишком большое дыхание, которое давит снизу и на обычные голсоовые складки, и на ложные. Об этом в другой раз, в следующей статье.
Конечно, я описала только начальные ощущения, касающиеся ложных складок, и для пения в зависимости от жанра музыки нужно наработать разные степени их раскрытия и сжатия.