Дышать или не дышать
Дышать или не дышать, вот в чем вопрос.
Недавно возобновила свои дыхательные занятия: и для общей бодрости и выносливости, и для голоса в том числе. Поэтому и писать хочется о дыхании. Вообще, в вокальной педагогике есть два диаметрально противоположных мнения на счет дыхательных упражнений. Более традиционный и распространенный среди знакомых мне коллег-вокалистов — "Дыхание есть суть пения". С этим не поспоришь: действительно, если бы мы не дышали, то и не пели бы.
Другой подход от основательницы метода EVT Джо Эстилл: "Оставьте в покое дыхание и займитесь другими вокальными структурами. Организм сам адаптирует дыхание к пению".
Мой вариант где-то посередине. Когда я только начала заниматься китайской гимнастикой цигун и дыхательными упражнениями в том числе, я обнаружила, что мне стало легче и удобнее петь. Вероятно, что-то где-то расслабилось, дыхание освободилось и препятствий для пения стало меньше. В итоге сейчас я пришла к точу, что на занятиях с учениками мы делаем дыхательные упражнения в двух вариантах.
1. Непосредственно дыхательные упражнения.
Три минуты подышать, замедлиться или наоборот взбодриться, насытить кровь кислородом — все это помогает войти в контакт с телом, заземлиться.
2. Дыхание в пении.
У многих начинающих вокалистов есть такие сложности, как:
первая нота звучит классно, а дальше словно из голоса пропадает весь тонус, вся энергия.
слишком форсированное дыхание на отдельных звуках (особенно в начале фразы)
- быстро заканчивается воздух, не хватает дыхания, чтобы спеть долгую фразу.
Как раз эти моменты выравниваются, когда мы упражняемся на звуке "брр" ("моторная лодка"), "ррр" и других.
А у меня к вам вопрос. Громкий вдох для вокалиста — это хорошо или плохо?